whatsapp
Лоза Диониса
Лоза Диониса

Лоза Диониса

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует исторический проект «Крым: мост цивилизаций».

Проект посвящен 10-летию возвращения полуострова в родную гавань и призван показать его ключевую роль в духовном, нравственном, культурном и экономическом развитии России.


«Платон мне друг»

Возможно, виноградарство и виноделие как ничто другое соответствует заглавному названию нашего проекта «Мост цивилизаций». Именно этот благородный напиток сопутствовал истории Крыма с седой древности до наших дней, окропляя собой все народы и эпохи.

Древнегреческий философ Платон в своем идеальном «Государстве» устами Сократа утверждал, что жители его государства «будут производить хлеб и вино, одежду и обувь и строить себе дома». Хлеб и вино у философов считалось предметом первой необходимости.

Знаменитый врач Гиппократ и вовсе настаивал на целебных свойствах вина: «Вино удивительным образом приспособлено к человеку. Оно как здоровому, так и больному полезно, назначенное вовремя и в надлежащем количестве».

Греки-колонисты не могли обойтись без любимого напитка и на краю Ойкумены. Ранние находки виноградных косточек в Крыму и на Тамани датируются V-IV веками до нашей эры. То есть эпохой Великой греческой колонизации.

По данным исследователя Николая Винокурова, «вначале греки привозили вина в свои новые колонии из метрополии. Многочисленные находки античных амфор в культурных слоях тех времен подтверждают, что греки привозили на Боспор славящееся по всему Средиземноморью вино из Хиоса. Для выращивания винограда на самом Боспоре климат того времени, как полагают археологи, был слишком холодным. Но уже в III в. до н.э. в Северном Причерноморье климат становится более жарким и сухим, и греческие поселенцы начинают культивировать здесь виноград».

Основные терруары Боспорского царства располагались на Керченском и Таманском полуостровах, в районах Пантикапея, Горгиппии, Фанагории, Тиритаки, Келов, Мирмекии и др. Свое вино производил и Херсонес. Остатки античных давилен, рычажно-винтовых прессов, объемных пифосов археологи обнаруживали повсеместно.

По подсчетам исследователей, главной винодельческой областью Боспора считалась территория Керченского полуострова и Тамани общей площадью около 3125 кв. км. Под посевы зерновых использовалось около 1093 кв. км. Исходя из известного соотношения 1:4 площадей под виноградники и зерновые, получается, что под виноградниками отходила площадь около 273,25 кв. км (8,75% от всей «экономической зоны» Боспора) со средней площадью посадки 5 тысяч кустов на 1 гектар.

Николай Винокуров подсчитал, что при населении Боспорского царства в III веке до н.э. до 150-170 тысяч жителей и при минимальном среднем ежедневном потреблении античного человека (в том числе раба) в объеме 0,72 литра вина государство потребляло не менее 420 гектолитров в год.

«Учитывая, что средняя урожайность античных виноградников в Северо-Западном Крыму была 20-30 гл с 1 га (2-3 тыс. л), а также принимая во внимание сравнительную малоемкость резервуаров боспорских виноделен (до 5,840 л), можно подсчитать, что с экономической зоны Боспора 273,25 кв. км можно было получить от 546 500 до 819 750 гл вина. Это значит, что, кроме внутреннего потребления, на внешний товарный рынок вино могло поставляться в следующих объемах: при населении в 138 тыс. человек — от 200 до 480 тыс. гл, а при населении в 170 тыс. человек — от 130 до 400 тыс. гл».

Виноделы пользовались особым почетом. В Херсонесе сохранилась стела с надписью «Народ почтил статуей Агасикла, размножившего виноградники на равнине».

Таким образом, получается, что не менее половины производимого в Тавриде вина либо продавалось местным скифам, таврам, сарматам и др., либо экспортировалось в Элладу, на Кавказ, в Малую Азию и т.д. То есть Таврида в античные времена была не только житницей, но и доброй «поительницей» тогдашнего мира.

Лоза Диониса

Слеза ангела

Развал Хазарского каганата и упадок торговли сократили мощности таврического виноделия, но это знамя было кому подхватить. В византийскую эпоху и в период преобладания на полуострове итальянских факторий виноделие также было неотъемлемой частью быта местного населения. Археологи обнаружили в брошенных пещерных городах и монастырях многочисленные тарапаны — специальные углубления для получения виноградного сырья и емкости для сбраживания. Некоторые монастыри производили до 300 тысяч литров в год.

Центром виноделия стала генуэзская Солдайя, экспортировавшая до 2 млн литров в год.

Мусульманское население Крыма хмельные напитки не жаловало, но христиане не могли без них обойтись, в том числе в религиозных целях.

«На пути из Инкермана в Корсунь находятся бесконечные сады и виноградники, насажденные некогда греками. Ныне же этими садами владеют греки, христиане, итальянцы, евреи и немного турки», — писал дипломат Мартин Броневский из Речи Посполитой в конце XVI века.

Впрочем, крымские татары далеко не фундаменталисты. Наследие античной цивилизации, перешедшее к ним по «мосту», не игнорировалось, а использовалось вполне по назначению.

По данным исследователей Алексея Подымова и Романа Мамчица, «харам» по отношению к алкоголю соблюдали лишь татарские простолюдины. В Бахчисарае, во дворцах беков и мурз, нравы были куда более либеральными.

К тому же виноград аборигенных сортов в крымско-татарской кухне использовался для изготовления пекмеза — вываренного концентрированного фруктового сока. Пекмез использовали как приправу к мясным блюдам, а также для изготовления излюбленных восточных кушаний — чурчхелы, пеламуши и др.

Подтверждением этого служат как раз названия аборигенных сортов крымского винограда: Эким Кара, Джеват Кара, Сары Пандас, Кок Пандас, Сары Кабак — все тюркские.

Вывод христианского населения из Крыма в 1779 году едва не уничтожил отрасль. Возрождать ее пришлось вездесущему князю Григорию Потемкину, пригласившему в Крым венгерских виноделов с их техникой производства лозы сладких вин.

Свою лепту в восстановление производства вин внес основатель Одессы, генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии герцог Арман Эммануэль дю Плесси де Ришелье. В своем имении в Гурзуфе (ныне Пушкинский дом) общей площадью до 280 десятин были заложены виноградники. А у местечка Никиты основатель и директор Никитского ботанического сада Христиан Стевен (основан по инициативе того же герцога), вспомнив свой опыт обустройства виноделия у крепости Кизляр, начал собирать нужные сорта винограда. Всего получилось порядка 300 сортов.

В 1804 году в Судаке, а в 1828 году в Магараче под Ялтой открылось Магарачское особое заведение для опытов по выделке вина и для высадки винограда. Было издано несколько указов, предоставлявших льготы лицам, занимавшимся садоводством и виноградарством, им бесплатно передавались в потомственное владение казенные земли. Новый губернатор Новороссийского края граф Михаил Воронцов приказал поселенцам выращивать виноград, который закупал и обрабатывал в своих винодельнях в Алуште, Ай-Даниле и Алупке. В 1840-х годах на полуострове было уже около 350 виноградарских хозяйств, площади которых достигли 3,5 тысячи гектаров. В 1848 году в Крыму было произведено 716 тысяч ведер вина.

Особое место среди «звезд» крымского виноделия занимает основоположник промышленного производства князь Лев Голицын. Он долго изучал это искусство во Франции, прежде чем вложить в 1878 году средства на приобретение у керченского градоначальника князя Захара Херхеулидзева урочища Парадиз, позже переименованного в Новый Свет. Так получилось, что Херхеулидзев стал тестем Голицына, уведшего его дочь Надежду у мужа — муромского предводителя дворянства Дмитрия Засецкого. Муж-рогоносец после безобразной драки со своим обидчиком остался с тремя детьми, когда любовники умчались в Европу на изучение виноделия.

Вернувшись в Крым, Голицын наладил производство шампанского, насадив виноградники и заложив глубокие погреба для выдержки вин.

На 20 га в Новом Свете были заложены виноградники для игристых сортов, питомник, где культивировались 500 сортов винограда. Еще 30 га были посажены близ Феодосии, 40 га — у деревни Токлук у Судака.

В 1894 году в Массандре построили первый в России завод туннельного типа для производства и выдержки столовых и десертных вин.

Владимир Гиляровский так описывал винодела в своей книге «Москва и москвичи»: «Льва Голицына недолюбливали в Английском клубе за его резкие нецензурные по тому времени речи. Но Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и его огромная фигура обращала внимание на улицах.

Он бросал деньги направо и налево, не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом, магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников «Новый Свет» и продавал в розницу чистое натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку: «Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино!» — говорил он».

Его последователи до сих пор производят прекрасные вина на «княжеских» виноградниках Нового Света и Южного берега Крыма. 

Поделиться:
Логотип ЕвроМедиа

Новости

Все новости