whatsapp
Семисвечник каганата
Семисвечник каганата

Семисвечник каганата

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует исторический проект «Крым: мост цивилизаций».

Проект посвящен 10-летию возвращения полуострова в родную гавань и призван показать его ключевую роль в духовном, нравственном, культурном и экономическом развитии России.

Хазарский скипетр

Хазарский период в истории Крыма характеризуется запутанным клубком взаимоотношений между каганатом и Византией. Хазары и византийцы были то союзниками, то соперниками. Ромеи зачастую использовали тюрок-хазар в качестве своего «длинного меча» в войнах на окраинах страны. Хазары же успешно играли на противоречиях внутри имперского Палатина, порой становясь своеобразными арбитрами в борьбе за византийский трон. Вплоть до того, что поставляли Константинополю хазарских принцесс в качестве императриц. Во многом союзнические отношения были вызваны общими врагами империи и каганата. Это степняки, славяне, авары, арабы, персы.

В этом клубке не последнюю роль играла византийская Таврида, регулярно подвергавшаяся нашествиям готов, гуннов, тюркютов, оногуров-булгар, мадьяр, печенегов. «Хлебный амбар» империи постоянно разорялся, а Херсон (так с IV века нашей эры назывался античный Херсонес) едва справлялся с многочисленными осадами.

Ситуация дошла до того, что Таврида — некогда один из главных источников снабжения хлебом Античного мира — в VII веке сам начал страдать от голода и нуждался в поставках продовольствия.

Истощенная Таврида без особого сопротивления подпала под протекторат молодого Хазарского каганата, выделившегося из развалившегося Западно-Тюркского каганата и пребывавшего в фазе роста. Хазары вместе с Византией разгромили персов в Закавказье и штурмом овладели Тбилиси. А их победа над оногурами-булгарами, давившими на византийские границы, и особенно жесткое противостояние с арабским халифатом сделали хазар временными союзниками Константинополя. Поэтому византийцы смотрели сквозь пальцы на то, как хазары постепенно прибирают к рукам далекие хОры и климАты Тавриды.

В середине VII века хазары проникают в Крым, заняв не только степную территорию, но и часть горных районов, изолировав Херсон от его основных сельскохозяйственных угодий. Хронист Феофан пишет: «Хазары, великий народ… овладели всей землей вплоть до Понтийского моря».

Византийцы, полностью поглощенные борьбой с арабами, не могли противостоять захватчикам и вынуждены были договариваться с ними. Теперь уже хазары становились своеобразными арбитрами в политических склоках Запада.

В то же время Таврида оставалась важной провинцией для империи и ее плацдармом для контактов со степными народами. Сюда же, как и в старину, ссылали важных преступников.

В 655 году в Херсон был сослан осуждавший ересь монофелитства римский папа Мартин I (католический и православный святой), в 695 году — свергнутый византийский император Юстиниан II. Однако буйный василевс с отстранением не смирился и попытался было поднять восстание среди херсонитов против своих врагов. Те, верные Константинополю, мятеж не поддержали, после чего неудачливый василевс перебрался в готскую крепость Дори и вынужден был искать защиты у основной силы Тавриды — хазар. Юстиниан обратился за поддержкой к хазарскому кагану Ибузиру Глявану, женившись на его сестре, крещенной Феодорой, и с женой поселившись в таманской Фанагории. Случай экстраординарный для византийских императоров.

Обладавший реальной силой каган поучаствовал в воцарении сразу двух императоров — пришедшего из Тавриды Юстиниана, а затем и восставшего против него Филиппика Вардана. А на самом полуострове делами заправлял уполномоченный от кагана — хазарский тудун. Он участвовал в управлении Херсоном наравне с византийскими протевонама («первенствующими», члены городского совета) и протополитом (глава города). Историограф Феофан именует тудуна «архонтом Херсона».

Лучший историк хазар советский исследователь Михаил Артамонов пишет: «Подчинение Херсона хазарам произошло без нажима со стороны последних и было результатом доброй воли самих херсонцев, продиктованной опасениями мести со стороны Юстиниана. Заговор Вардана, нашедший благоприятную почву для развития среди возмущенных жестокой расправой херсонцев, мог созреть только при содействии хазар. Однако восставшие против Юстиниана херсонцы не отдались снова под власть хазар, а отправили возвращенного из Константинополя тудуна вместе с придерживавшимся хазарской ориентации протополитом к кагану. Экономически и культурно Херсон был слишком тесно связан с Византией, чтобы согласиться на окончательный разрыв с империей, если в этом не было острой необходимости».

Хазарский тархан (сборщик дани) обосновался в Сугдее (Судаке), но его влияние распространялось лишь на степную Тавриду. Горный Крым и города юга остались за Византией.

Апофеозом византийско-хазарского союза стала женитьба в 732 году Константина, сына императора Льва III Исавра, на хазарской принцессе Чичак, дочери кагана Вирхора, правящего своими подданными из крымского Пантикапея (хазарское название — Карша). Принцесса родила империи наследника, ставшего императором под именем Льва IV Хазара.

Таким образом, хазарская Таврида неожиданно приобрела значимое политическое влияние на жизнь страны. Михаил Артамонов подчеркивает: «В первый и последний раз Херсон оказался в центре политических событий Византийской империи, но коль скоро они закончились, он вновь вернулся к положению отдаленного захолустья, места ссылки опальных вельмож, да пункта, через который Византия осуществляла свои политические и экономические связи с варварами Северного Причерноморья».

Семисвечник каганата

Единый бог

В середине VIII века рост влияния каганата распространился на большинство византийских городов Северного Причерноморья, включая расположенную на Таманском полуострове античную Гермонассу, ставшую Тумен-Тарханом — Тмутараканью русских летописей.

Именно здесь из Дагестана впервые появились первые еврейские проповедники. После принятия частью хазарской знати во главе с князем Буланом иудаизма, в каганат переселяются принятые хазарами иудеи. Арабский историк Масуди утверждал, что эта религия сделалась главенствующей в Хазарии с конца VIII века, хотя вместе с ней исповедовались также христианство, ислам и язычество.

В письме к видному сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту последний бек Хазарского каганата Иосиф бен Аарон описал обстоятельства принятия новой религии Буланом, которому «дважды во сне явился ангел».

В изложении Артамонова это звучит так: «Известие о переходе хазар в иудейство встревожило мусульман и христиан. Они прислали к хазарам своих послов с богатыми дарами и склоняли их к своей вере. При последовавших затем прениях о преимуществах разных вер хазарский царь поставил так вопрос, что заставил христиан признать иудейство лучше мусульманства, а мусульман, что эта религия лучше христианства, и, таким образом, возвеличил иудейскую религию как лучшую по признанию самих мусульман и христиан. После этого он совершил обрезание».

Действо очень напоминает обстоятельства принятия христианства на Руси князем Владимиром с его выбором между священником, муллой и раввином.

Еще один «мостик» от крымских хазар к Руси перебрасывается за счет появления у каганата письменности. Показательно, что даже приняв иудаизм, хазары не перенесли на свою почву еврейскую грамоту.

Персидский историк Фахр-ад-Дин сообщает: «У хазар тоже есть письмо, которое происходит от русского... Они пишут слева направо, буквы не соединяются между собой. Всего букв 21. Большая часть этих хазар, которые употребляют это письмо, — евреи».

Хазары-иудеи жили во многих городах Тавриды: Сугдее, Феодосии, Алустоне, Солхате, Алупке-Исаре, Евпатории и др. Иудейские меноры-семисвечники горели по всему полуострову.

Родоначальник славянской письменности Кирилл в середине IX века обнаружил целую еврейско-хазарскую колонию в Херсонесе, выучил иврит и даже писал на нем научные труды.

По одной из теорий, современные крымские караимы — потомки хазар наряду с таврами, готами, аланами, кыпчаками, которые ассимилировались с автохтонным населением полуострова, но сохранили иудаизм караимского толка.

Хазарский период истории Тавриды завершился вместе с историей самого каганата, разгром которого предопределило русское оружие. 

Поделиться:
Логотип ЕвроМедиа

Новости

Все новости