whatsapp
В здоровом теле
В здоровом теле

В здоровом теле

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует исторический проект «Крым: мост цивилизаций».

Проект посвящен 10-летию возвращения полуострова в родную гавань и призван показать его ключевую роль в духовном, нравственном, культурном и экономическом развитии России.


Становление системы

До революции курорты Крыма были доступны главным образом имущей публике и из-за своей дороговизны фактически закрыты для простонародья.

Приход к власти большевиков в корне изменил отношение к системе курортного обслуживания как к инструменту для удовлетворения потребностей элиты.

21 декабря 1920 года был принят декрет Совнаркома РСФСР «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», а чуть позже — «Об организации детского лечения на крымских курортах».

«Санатории и курорты Крыма, бывшие раньше привилегией крупной буржуазии, прекрасные дачи и особняки, которыми пользовались раньше крупные помещики и капиталисты, дворцы бывших царей и великих князей должны быть использованы под санатории и здравницы рабочих и крестьян», — говорилось в первом декрете.

Во втором подчеркивалось: «Обратить особое внимание на необходимость усиленной работы по проведению летней детской кампании и возможности отправки в курортные места (в особенности в Евпаторию) истощенного и больного детского населения Крыма в возрасте от 1 года до 16 лет».

Из бывших аристократических вилл, дворцов, поместий, элитных лечебниц было решено создавать самую большую оздоровительную систему в мире. В одном из постановлений Крымревкома, определяющих основные направления реализации ленинского декрета, подчеркивалось, что «главное и основное назначение Крыма — быть всероссийской пролетарской здравницей».

После ухода армии барона Петра Врангеля с полуострова прошел всего месяц, Гражданская война еще не завершилась, политика «военного коммунизма» с ее продразверсткой продолжалась, но новым властям важно было привлечь на свою сторону широкие массы населения за счет введения ключевых социальных законов.

Руководить курортным строительством в Крыму было поручено брату вождя Дмитрию Ульянову, возглавившему специально созданное Центральное управление курортами Крыма (ЦУКК). На эти цели Совнарком выделил единовременно 11 млрд рублей, что в условиях гиперинфляции Гражданской войны было достаточно скромной суммой. Более того, весной 1921 года, когда в советской России свирепствовал голод, для крымских здравниц было отправлено более 7 тысяч пудов продовольствия и несколько групп врачей и медсестер для укомплектования системы местного здравоохранения медперсоналом.

Появление курортов и здравниц в Крыму стало частью масштабной программы создания системы советского здравоохранения, разработанной под руководством выпускника медицинского факультета Московского университета, большевистского наркома Николая Семашко.

Его система позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения: фельдшерско-акушерский пункт — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты.

Принцип бесплатности превалировал, но во времена НЭПа в СССР функционировали и частные врачи.

В первую очередь на фоне потерь среди населения вследствие войн и эмиграции Семашко требовалось поставить заслон на пути распространения эпидемий и позаботиться о материнстве и рождении, как предполагалось, «человека новой формации». Разработка и производство вакцин от опасных заболеваний, поголовные прививки, восстановление водопровода и канализации в городах, ликвидация скотомогильников, очистка колодцев и замена систем фильтрации позволили обуздать инфекции. В санитарной пропаганде привлекали известных поэтов (таких как Владимир Маяковский), на нее работал целый аппарат агитаторов, оставшийся без дела после окончания Гражданской войны.

Через преодоление предрассудков и приход в глубинку врачей акушеров-гинекологов удалось добиться перелома в ситуации с детской смертностью. Благодаря заботам Семашко появилась сеть детских поликлиник, роддомов и женских консультаций. Роженицам начали выплачивать детские пособия. В результате к началу Второй мировой войны население страны увеличилось вдвое по сравнению с 1921 годом — настоящий беби-бум начала века на фоне сытых лет СССР.

Медсанчасти и медпункты появились практически на всех крупных предприятиях, в учреждениях, школах. Отдельные структуры содержали собственные больницы, диспансеры и профилактории с упором на профзаболевания (военные, железнодорожники, представители горной промышленности). Отдельной строкой проходила подготовка специалистов-медиков в высших и средних учебных заведениях с введением обязательной межкурсовой практики на местах будущей работы.

По словам руководителя Центра экономической теории социального сектора Института экономики Татьяны Чубаровой, Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько главных идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения, равная доступность здравоохранения для всех граждан, первоочередное внимание детству и материнству, единство профилактики и лечения, ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения. Все эти идеи разрабатывались многими ведущими врачами России и мира с конца XIX века. Однако в основу государственной политики они были впервые положены в СССР. И это стало достижением цивилизационного масштаба.

Именно усилиями Семашко в феврале 1921 года в Симферополе появился первый эвакоприемник, а в Евпатории и Ялте — первые курорты и детские санатории. Бывший дворец княгини Гагариной превратился в санаторий «Утес», имение Харакс великого князя Александра Михайловича на мысу Ай-Тодор — в санаторий «Днепр», имение Мисхор и дворец Дюльбер — в дом отдыха «Красное знамя». В Феодосии на базе виллы табачного магната из караимов Иосифа Стамболи появилось Феодосийское курортное управление. Весной 1921 году бывшая вилла приняла уже более 100 отдыхающих.

В Ялте был организован Государственный туберкулезный институт (неизлечимая на тот момент болезнь) и четыре клиники на 225 коек — один из центров советской легочной хирургии.

В царской Ливадии появился первый в мире рабоче-крестьянский санаторий на 330 мест.

В Феодосии, ранее не пользующейся особым вниманием курортников, был создан Институт физических методов лечения. Он выполнял научные функции и внедрял в практику курортного лечения местные минеральные воды и грязи.

В здоровом теле

Детская курортная Мекка

Самый известный отечественный детский лагерь в крымском урочище Артек под Гурзуфом появился в первую очередь как лечебное учреждение. Известный русский иммунолог Сергей Метальников из Института экспериментальной медицины, ученик Ильи Мечникова, еще до революции высказал идею открыть на базе своего имения «Лаутербруннер» («Звонкий источник») под горой Аю-Даг санаторий для детей, страдающих туберкулезом. Считалось, что крымский воздух идеально подходит для лечения этого смертельно опасного недуга.

Во время Гражданской войны Метальников уехал из Крыма, но его идея нашла поддержку у начальника Главного военно-санитарного управления РККА и председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Соловьева, который сам страдал туберкулезом еще со времен дореволюционной ссылки. Он давно занимался поисками места для детского противотуберкулезного санатория, искал ему место между Судаком и Коктебелем. Урочище Артек с бывшим имением «Звонкий источник» показалось ему идеальным.

Соловьева услышал Дмитрий Ульянов, глава ЦУКК, активно продвигавший санаторно-курортную тему в Крыму. Идею поддержал заведующий райздравотделом Гурзуфа и санаторием «Красных командиров» петроградский врач Федор Шишмарев.

Соловьев вспоминал: «Я как-то в тихий осенний вечер бродил по берегу моря около Аю-Дага. Золотились вершины гор, тихо шумели дубы и сосны, поступь шагов заглушалась плеском волны. Давно не чувствовал я такой тишины, покоя и красоты... Когда я тотчас поделился мыслями с будущим организатором артековского лагеря Ф. Ф. Шишмаревым, то мы, быстро поняв друг друга с двух слов, сошлись на плане устройства в «Артеке» опытного пионерского лагеря... С этой целью Красный Крест арендовал весь «Артек» (площадью до 100 десятин) с его дачами, парками, лесами и лугами».

16 июня 1925 года первый крымский детский лагерь провел торжественную линейку, на которой выстроились 80 приехавших на лечение пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Отбирали их по медицинским показаниям: в «Артек» попали дети с неактивным туберкулезом, заболеваниями нервной системы, малокровием и переутомлением. Каждому школьнику выдали форму, кусок мыла, полотенце и зубную щетку — некоторые впервые увидели ее именно в лагере.

Схема лечения ребят предусматривала обилие еды и сна. В лагере установили небывалое пятиразовое питание по всем правилам лечебной диетологии и 11-часовой сон. Был введен обязательный послеобеденный часовой сон, утренняя зарядка, растирание мокрым полотенцем.

Для воспитания здоровых молодых людей их держали в хорошей физической форме с проживанием в обычных палатках.

Однако 11 сентября 1927 года знаменитое крымское землетрясение силой в 9 баллов превратило лагерь в руины. Тогда на место времянок в Артеке начали строить 6 стационарных фанерных корпусов с электрическим освещением. Появились амбулатория с изолятором на случай инфекционных болезней и административно-хозяйственный комплекс.

Посетившая Артек немецкая коммунистка Клара Цеткин была в восторге и предложила сделать лагерь интернациональным, чтобы смолоду готовить кадры для будущей мировой революции и политической борьбы. И в 30-е годы Артек уже стал круглогодичным детским лагерем-санаторием — мечтой всех советских ребятишек.

Сам же Крым к этому времени превратился в главную советскую здравницу, в которой ежегодно отдыхали миллионы трудящихся уже на условиях полного равенства материальных возможностей. 

Поделиться:
Логотип ЕвроМедиа

Новости

Все новости